Автотехцентр / Полезные статьи / Моторные масла: основные разновидности и эксплуатационные свойства

Моторные масла: основные разновидности и эксплуатационные свойства

От характеристик моторного масла зависят мощность, КПД и долговечность двигателя. Специалисты технического центра «Автопрофи» подготовили небольшую справку о классификации этих смазочных материалов и их качествах.

Перечень вязкостно-температурных показателей моторных масел регламентируется сразу несколькими классификациями:

  • Классификацией SAE. Ее разработали в Обществе автомобильных инженеров США.
  • Классификацией, имеющейся в ГОСТ 17479.1-85. Изготовленные в России моторные масла сегодня маркируются в соответствии с этим стандартом и с международными классификациями.
  • Классификацией API. Ее создателем выступает Американский институт нефти. С 1996 года вместо нее действует другая система, CMCC.

Моторные масла по классификации SAE и их свойства

  • Классификация SAE J-300 включает в себя:
  • шесть зимних классов, обозначенных буквой W (от слова winter — зима). Так, речь идет о маслах SAE 25W, 20W, 15W, 10W, 5W и 0W;
  • пять летних классов. Это SAE 60, 50, 40, 30 и 20. Вязкость можно оценить по цифре. Чем больше число, тем она выше.

Помимо двух основных групп, есть и третья категория. К ней относятся всесезонные масла с двойным обозначением. К примеру, SAE 15W-40, SAE 10W-30 и т. д.

Синтетические масла отличаются большей текучестью. Они проникают даже в совсем небольшие зазоры в соединениях. Если сальник начинает течь, то это не показатель агрессивности масла, а сигнал о сильном изнашивании рабочей кромки манжеты. Синтетические масла не рекомендуются для старых двигателей, в которых еще используется сальниковая набивка.

Постепенно на смену минеральным (полученным из нефти) маслам приходят масла полусинтетические и синтетические. Последние обладают теми же характеристиками, что и вязкие летние и маловязкие зимние, к примеру, SAE 0W-40. Их можно узнать по обозначению Fully Synthetic.

Моторные масла по классификации API

Согласно ей, смазочные материалы подразделяются на две группы:

  • для бензиновых двигателей. Им присвоена буква S. Например, классы API SH, SG, SF, SJ. Если речь идет о двигателе с турбонаддувом, то для них подходят масла классом не ниже SH;
  • для дизельных двигателей. Их можно узнать по литере C. К примеру, API CF, CE, CD.

В классификации нашлось место и для универсальных масел, получивших сдвоенные обозначения: API SJ/CF или SG/CD. Они пригодны и для дизельных, и для бензиновых двигателей. Чем дальше литера от начала латинского алфавита, тем жестче требования к нему. Особое положение в общем ряду занимают классы CF и CD. В них выделяются две дополнительные подгруппы для 2-тактных дизельных моторов, получившие маркировку CF-2 и CDII.

Моторные масла по классификации ACEA

Принятая в Европе, она уникальна тем, что предъявляет к маслам требования повышенной жесткости. Согласно этой системе, в зависимости от своего назначения смазочные материалы данного типа подразделяются на 3 категории:

  • А — для легковых авто с бензиновыми двигателями. Так, масло А1-96 предотвращает образование шлама и отложений на поршнях. Ему свойственна повышенная устойчивость к износу и высокотемпературному окислению. У класса А2-96 те же характеристики, что и у А1-96, только защита подшипников гораздо лучше. По стойкости к высокотемпературным окислением класс А3-96 превосходит все остальные. Он рассчитан на скоростные автомобили для гоночных автострад;
  • В — для легковых авто с дизельными двигателями. Класс В1-96 препятствует образованию отложений на поршне и защищает кулачки распределительного вала от изнашивания. Главное достоинство такого масла — максимальный топливосберегающий эффект. Класс В2-96 отличается улучшенной защитой подшипников. Самый высокий класс — В3-96. Масло этого типа не допускает диспергирования сажи и сохраняет свои вязкостные качества длительное время;
  • Е — для грузовиков с дизельными двигателями. Класс Е1-96 обеспечивает полировку цилиндров, защиту поршня и валов от износа и отложений. Такое масло рассчитано на тяжелые условия эксплуатации. Класс Е2-96 по своим свойствам превосходит Е1-96, но уступает классу Е3-96, предназначенному для особо агрессивных условий.

Для зимней эксплуатации автомобилей в Московской области и Москве рекомендуются масла 10W-40, 5W-30 или 0W-40. В летнее время лучше отдать предпочтение маслам 15W-40 и 5W-50. Правда, эти советы носят общий характер. Для корректного выбора смазочных материалов нужно учесть множество факторов: пробег, конструкцию двигателя, характер езды, марку машины и т. д.

Для бесплатной консультации по выбору моторного масла обратитесь к специалистам сервиса «Автопрофи».

С кем мы работаем
Mersedes Benz
Mazda
Honda
Cadillac
Audi
Volkswagen
Mitsubishi
BMW
Toyota
Suzuki
KIA
Daewoo
Hyundai
SsangYong
Dodge
Chrysler
Нажимая на кнопку "Отправить", Вы соглашаетесь с правилами обработки персональных данных.
Дата: Выберите удобную дату ремонта
Время: Выберите удобное время ремонта
Нажимая на кнопку "Отправить", Вы соглашаетесь с правилами обработки персональных данных.
Нажимая на кнопку "Отправить", Вы соглашаетесь с правилами обработки персональных данных.
Нажимая на кнопку "Отправить", Вы соглашаетесь с правилами обработки персональных данных.